Новости
7 декабря 2017, 18:04

Гамбургер за книжку

Как превратить чтение в главное увлечение ребенка — советы практиков

Главное — мотивация

Недавно в наш родительский чат прилетел необычный вопрос: «Где есть здания с канефорами?». Половина участников даже не знала, что это такое. А уж где искать здания, украшенные статуями женщин с корзинами на голове (именно они и есть канефоры), «без гугла», не знал никто. Дома ждало продолжение — ребенок требовал адрес «усадьбы отца русского фарфора Кузнецова».

Поднял волну любопытства к архитектуре писатель Олег Жданов — он в тот день читал в нашей школе лекцию по книгам «Покажите мне Кремль» и «Архитектурные хитрости, или как удивить бабушку». Книги были запоем прочитаны в тот же вечер.

В выходные дети поставили перед фактом: «Идем гулять — будем про барокко рассказывать». Некоторые бабушки побежали за корвалолом. И действительно рассказали: и про барокко, и про флигели, и почему «этот храм построили до Никона», а Кремль «снизу италь­янский, сверху русский». Такого массового интереса к книгам и архитектуре от восьмилеток никто не ждал.

А развязка была как в «Ералаше» — дети за свои подвиги по­требовали поход «за гамбургером и газировкой». Потому что «дяденька с лекции обещал». Писатель тайны не делал: да, обещал, что у бабушки, сраженной таким интересом к печатному слову, прочитанной за один вечер книге и такой замечательной экскурсией, не останется аргументов против. И юный экскурсовод сможет требовать от обескураженной бабушки все что угодно — «хоть поход в фастфуд».

«Объем информации, обрушивающийся сегодня на детей, создаёт конкуренцию для блоков полезной и нужной информации, — говорит Олег Жданов. — Надо расслабить аудиторию доверительным тоном, рассказать понятным ей языком, почему данная информация важна и как может быть использована для реальных целей».

Дети все поняли правильно и «монетизировали» свежие знания о кариатидах и канефорах в покупку гамбургеров — последние у них «в сфере интересов».

«Троцкий был эффективен не потому, что разъяснял крестьянам марксизм, а потому что говорил, что они получат в результате: землю, — поясняет Жданов. — Эти принципы эффективны тогда, когда у аудитории нет первичного интереса к определенным знаниям. Современные школьники к истории, искусству, архитектуре и даже к географии интереса не питают. Желая рассказать детям об архитектуре, я объяснил, как могут быть использованы эти знания на примитивном уровне их интересов: фастфуд».

Читать, играя

Издательство Clever предлагает пробуждать интерес к чтению книг через игру «Прогулки из шкатулки. Большая Москва».

Игра-бродилка разделена на 6 маршрутов и 90 карточек. Еще в коробке есть огромная красочная карта города, которая превращается в настольную игру с фишками и кубиком.

«Вы научите детей ориентироваться по карте, сможете выбирать и строить маршруты для прогулок по городу, — рассказывает детский редактор издательства Анна Герасименко. — С карточками можно путешествовать, не выходя из дома. Иллюстрации настолько достоверны, что можно изучить в деталях каждый дом, а карта покажет, где расположены достопримечательности».

Квест по книгам

При помощи книги выводят детей в город и в Государственном институте русского языка им. А.?С. Пушкина. Там проходят литературные квесты. И если сначала ориентировались на старшеклассников, то позже поняли, что литературные ребусы любят и ребята из средней школы.

«Наши дети редко бывают в центре, не ходят по переулкам и бульварам, — рассказывает куратор квестов, доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации института Татьяна Кудоярова. — И задания первого, заочного, этапа квеста мы придумываем таким образом, чтобы дети вышли классом в центр. Мы населяем его литературными персонажами, просим составить маршрут, которым проходят герои произведения. Второй этап квеста — в институте. В этом году до него дошло 15 команд».

Каждый квест строится по мотивам конкретного произведения — российского и зарубежного. В этот раз дети читали «Трех мушкетеров» Дюма и «Путешествие Алисы» Кира Булычева.

Запись на квесты проходит в сентябре, анонсы появляются на сайте института. После Нового года организаторы планируют запустить следующую серию.

Идем в кино!

Если ребенок увлекся какой?то книгой, посмотрите — вдруг по ее мотивам снят фильм. Это закрепляет интерес.

«Обычно дети сравнивают, указывают на недостатки фильма, — утверждает психолог Рита Муранска. — Сценарий ведь обычно более короткий, в нем не всегда показаны переживания героя, которые изложены в книге. И дети сами приходят к заключению, что чтение — это здорово».

Очень хорошо смотреть и сравнивать с оригиналом фильм «Приключения Тома Сойера».

В лагерь с книжкой

Семейные лагеря — очень популярный формат летнего отдыха. Здорово, если тема лагеря строится вокруг какого?то литературного произведения. Тогда это точно увлечет ребенка книгой. Выбор огромен.

«Летний лагерь «Секреты Большой Медведицы», что я организовывала, был об астрономии, планетах, звёздах, — рассказывает психолог Рита Мурански. — Чтобы настроить ребят на нужную волну, я предлагаю до приезда прочесть определённую книгу. В этот раз это была «Джордж и тайны Вселенной» Люси и Стивена Хокинга.

В лагере сложилась традиция вечернего чтения вслух. Этим летом стояла ненормальная жара. И больше всего нам нравилось читать, сидя на лестнице в подвал, — прохладно, хорошо, таинственно. За вечерним чтением дети изучили основные планеты Солнечной системы.

Знания закрепили на квесте, где каждый из родителей сделал карнавальный костюм планеты. Детям надо было отгадать, кто из родителей какая планета. В завершении смены мы пошли ночью в лес собирать «метеориты» — светящиеся камешки. После этого ребята попросили прочитать им и про метеориты».

Увы, но чтобы показать ребенку всю увлекательность чтения, на первых этапах придется придумывать «валюту», а что это будет — гамбургер, лего или конфеты — дело десятое. Книги во времена СССР были элементом досуга, неким фаном. А современным детям еще надо доказывать, пока сами не войдут во вкус, всю притягательность книг. Нас окружали книжные корешки, современных детей — гаджеты. И большая задача показать, что это не конкуренты за внимание ребенка, а партнеры в его развитии. Главное, не опуститься до торговли «прочитаешь — получишь». Эта «валюта» должна быть искренней наградой. Она вполне может быть и гамбургером». Александр Покрышкин, психолог, игротерапевт

Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Газета «Мой район» совмест­но с Федеральным агентством по печати делает проект «Как приучить ребенка читать». Мы рассказали о том, что чтение книг может быть более занимательным, чем увлечение гаджетами. Познакомили с новыми интересными писателями, вспомнили незаслуженно забытых классиков. Рассказали о самых интересных книжных новинках. Мы приглашаем к диалогу и вас, уважаемые читатели. Если вы хотите рассказать о своем опыте, как вы приучали детей к чтению, присылайте свои идеи по адресу: amayantseva@mr-msk.ru.

Александра Маянцева
comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg