Новости
10 апреля 2018, 04:00

Олимпиада искусств — 2018: мнение жюри

С 31 марта по 8 апреля прошли конкурсы во всех жанрах Олимпиады искусств: «Теория музыки», «Театральный», «Вокал», «Художественное слово», «Академический рисунок», «Живопись и композиция», «Декоративное искусство», «Дизайн», «Хоровой» и «Инструментальный». Почти во всех жанрах уже объявлены победители и призеры. Участников в этом году много — во всех жанрах, и уровень их подготовки в целом выше, чем в прошлом году — это отметили члены жюри всех направлений. Публикуем выдержки из интервью с членами жюри:

Члены жюри «Театрального» жанра — доцент кафедры СКД, заслуженный работник культуры РФ Владимир Портников и доцент кафедры СКД, режиссер Елена Дольгирева — отметили безусловное лидерство номинации «Драматический театр» в сравнении с «Музыкальным», «Пластическим» и «Поэтическим» театрами. Самым большим был второй день конкурса, 20 марта — в этот день жюри посмотрело 10 коллективов. Фаворит этого дня — потрясающий коллектив, показавший отрывок из «Оливера Твиста» Диккенса (номинация «Музыкальный театр», коллектив « Галлагрант », смешанная возрастная категория). «Звезды» последнего конкурсного дня, 21 марта — яркая постановка по В. Шукшину Школьного театра «РАЗ, ДВА, ТРИ» (смешанная возрастная категория) и коллектив студентов 2 курса ИКИ МГПУ направления СКД (учебный театр « Девчата ») с постановкой «Женщина в окне» (категория 17−25 лет). В категории 10−13 лет в этом году победила постановка «Кадиш» по Я. Корчаку с тяжелой темой геноцида (Театральная студия « Зазеркалье »). В прошлом году такую постановку привозил другой театр, в старшей возрастной категории. В номинации «Поэтический театр» жюри выделило постановку по «Сказке о царе Салтану» — экспрессивное, яркое действие в стиле скоморошьего представления (Международный творческий центр «Нескучный театр» , возрастная категория 17 — 25 лет) — они получат диплом лауреатов II степени. Режиссерский взгляд Елены Дольгиревой на конкурсные выступления: Часто внешняя пластика и экспрессивность заменяет внутреннее действие и взаимоотношения на сцене. Очень важно понимание театра как организации взаимоотношений, которые все время меняются. Такое понимание мы увидели только у нескольких коллективов — они все и получили первые места. К сожалению, в некоторых постановках преобладала внешняя экспрессия, крик, эксплуатирование какого-то негативного состояния детей на сцене, действие через негатив, наигрыш, крик — то, что им легко дается, но никак не воспитывает ни актерски, ни нравственно. Когда речь идет о работе с детским коллективом, роль режиссера — безусловно, доминирующая и определяющая. Конечно, бывает, что у кого-то из актеров ярче темперамент, у кого-то слабее, могут быть разными способности, но задача режиссера — заботиться о том, чтобы дети были искренними на сцене. Пусть это не будет ярко, лучше пусть — осознанно и искренне: что я хочу и что я делаю? Герой всегда, конечно, должен состояться на сцене. Взаимоотношения на сцене должны быть выстроены, цепляться друг за друга как петелька и крючок. Если этого нет, тогда начинаются нажим и наигрыш. В целом все номера, показанные в этом году, произвели на жюри впечатление — заметно более высоким уровнем подготовки и осознанностью игры.

Жюри жанра «Художественное слово» — Заслуженный работник культуры РФ, зав. кафедрой СКД ИКИ МГПУ профессор Элеонора Медведь , член Союза писателей СССР (России), сценарист и режиссёр, профессор Нина Опарина и ассистент кафедры СКД, преподаватель сценического мастерства и речевого жанра Екатерина Потапкина — отметили драматизм репертуара участников этого года. Элеонора Медведь: Этот год дал нам очень интересные результаты. Было много конкурсантов старшего возраста, что нас очень порадовало — мы увидели в этом году наших потенциальных абитуриентов, которые имели возможность заработать на Олимпиаде дополнительные баллы к результатам ЕГЭ и использовать их на вступительном творческом испытании в наш Институт. Что нас удивило в этом году — участники читают в этом году очень драматические произведения — посвященные войне и жизненным трагедиям. Это даже немного огорчило жюри, потому что среди обширного репертуара — русская и западная классика, современная литература — есть очень много произведений светлых и радостных, и патриотических. То, что ребята читают такие трагические произведения, несколько настораживает. Может быть, руководители студий стремятся к тому, чтобы показать характер чтения, артистизм на драматическом исполнении? Мы с этим не согласны. Мы советовали бы расширить репертуар исполняемых произведений — из классической лирики, сказочной литературы, которой мы в этом году услышали очень мало. Не было отрывков из русских народных сказок, из западных сказок — ни Шарля Перро, ни братьев Гримм… Не было стихов А. Фета, Ф. Тютчева, даже — А. Ахматовой и Б. Пастернака. Нина Опарина: наверное, выбор репертуара для конкурса чтецов зависит от руководителя, и, возможно, руководитель не всегда может отличить поэзию от рифмованных ужасов. В этом году неоднократно конкурсанты разного возраста исполняли «Чулочки» Мусы Джалиля, где много душераздирающих подробностей, вызывающих у слушателя сильные эмоции… Но в поэзии есть примеры, когда драматический образ — та же смерть, и война — создаются совершенно иными художественными средствами. Это вопрос вкуса преподавателей. Патриотизм, который сейчас необходимо воспитывать, можно воспитывать с учетом хорошего вкуса. В целом у меня от конкурса очень приятное впечатление — много талантливых ребят, и маленьких, и постарше, встречаются такие удивительные — прямо готовые актёры. Мне, как пишущему человеку, было очень приятно, что выступали участники со своими авторскими произведениями. И мы, наверное, будем продумывать в дальнейшем, какие критерии предъявлять к авторским произведениям — потому что они интереснее для нас именно не как исполнители, а как авторы.

Член жюри «Вокального» жанра — доцент кафедры музыкального искусства Сергей Новиков — о массовости конкурса, возрастных категориях и качестве «минусовок»: В этом году было очень-очень много участников во всех возрастных категориях, много малышей 5−6 лет и детских коллективов. Жюри прослушивало выступления в течение трех дней, по 80 номеров в день! Уровень участников в этом году, особенно начиная с 13-летних, как показал последний день — был довольно высоким. Нам даже было трудно выбрать победителей, потому что было очень много достойных в этой категории — до 16 лет. Этот год по составу номеров и подготовке «старших» конкурсантов — сильнее прошлого. Очень много было участников в номинации « Эстрадный вокал ». Это обычно пение под «минусовую» фонограмму. С одной стороны, пение под «минус» организационно проще и количество участников, видимо, в связи с этим, возрастает. Но, с другой стороны, качество «минусовок» иногда настолько низкое, что оно влияет на качество пения — жужжащие, гудящие, звенящие «минусы» провоцируют детский голос имитировать звук фонограммы, и это очень заметно. Полностью отказаться от фонограмм, конечно, невозможно, но в качестве рекомендации хотелось бы попросить участников обращать внимание на качество фонограммы. Может быть, лучше не скачивать готовые фонограммы, а записывать фортепиано и использовать эту запись. Потому что, конечно, подражательное пение под фонограмму никак не развивает вокальные навыки. О репертуаре: когда 13-летние мальчики и девочки имитируют взрослых эстрадных певцов и копируют их манеру держать себя на сцене, это выглядит неорганично. На это стоит обратить внимание руководителям, готовящим детей к выступлению. Об оценивании: когда участников так много, конечно, подсчитывание баллов по всем критериям — долгая работа, но мы постарались максимально быстро с ней справиться. По многим критериям у большого количества конкурсантов набралось максимально возможное количество баллов — 100. Были и такие комментарии в оценочных листах: «блеск», «великолепно». Особенно понравились жюри конкурсанты, приехавшие в последний конкурсный день из Воронежа . Они, по мнению всех, оказались лучшими из лучших, и забрали призовые места в категориях от 10 до 13 лет и от 14 до 16 лет. В их оценке все члены жюри были едины. Из вокалистов, которые учатся в нашем Институте, участвовавших в конкурсе, хорошо показали себя магистранты. Они оказались среди лучших в возрастной категории от 17 до 25 лет. Богато была в этом году представлена номинация « Народная песня ». И, кстати, магистранты ИКИ МГПУ тоже показали себя в этой номинации очень достойно. Мы их даже не узнали — на сцене в народных костюмах)

Члены жюри жанров «Рисунок и графика» и «Живопись и композиция» зав. кафедрой рисунка и графики ИКИ МГПУ, член СХР и Союза дизайнеров России профессор Сергей Рощин, зав. кафедрой живописи и композиции, член СХР, АИАП ЮНЕСКО, профессор Людмила Буровкина и Виктор Дубровин , член СХР, МСХ, доцент кафедры живописи и композиции — рассказали, что в этом году было много участников с хорошей художественной подготовкой, вырос уровень работ по сравнению с прошлым годом. Виктор Дубровин: хотелось бы еще добавить, что в этом году к нам пришли очень заинтересованные, мотивированные участники. Это видно хотя бы по тому, как они рисовали — так усердно и увлеченно, что даже не воспользовались перерывом Сергей Рощин — об истории конкурса и его задачах: конкурс по рисунку проводится уже четвертый год подряд в нашем Институте. Вначале мы проводили этот конкурс не в рамках «Олимпиады искусств», а самостоятельно. За первый проведенный конкурс мы получили грант инвестиционных проектов Университета, затем было принято решение объединить наш конкурс с конкурсами, которые проводились по направлениям «Социально-культурная деятельность» и «Музыка». Так родилась Олимпиада искусств. Задачи нашего конкурса — популяризация Института, привлечение абитуриентов, развитие талантливой молодежи. По сути, это социальный проект. Важно также, чтобы на конкурсе по рисунку абитуриенты увидели, что они могут, какой у них уровень подготовки. Мы оцениваем работы конкурсантов по такой же 100-балльной системе, как на творческом испытании при поступлении. Для тех конкурсантов, кто собирается поступать в наш вуз, участие в конкурсе — своего рода репитиция. Они рисуют то же количество часов, что и на вступительном испытании, в тех же аудиториях, с теми же требованиями к результату. Об оценивании . Комиссия в этом году судила строго — справедливо и беспристрастно. Уровень работ этого года очень похож на то, что мы обычно видим на вступительных испытаниях в наш Институт. Есть наблюдения — конечно, это не чистая статистка, но судя по прошлым годам, около 50% участников этого конкурса потом приходят к нам пробовать поступать. В целом наша задача — создать комфортные условия для проведения конкурса и дать участникам возможность почувствовать себя в дружественной академической среде.

Члены жюри «Инструментального» жанра: Виталий Доценко — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, лауреат международных конкурсов и Иван Покровский — руководитель инструментального отделения Колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской, солист концертно-филармонического объединения «МОСКОНЦЕРТ», лауреат международных конкурсов — об организации конкурса и уровне исполнителей: Виталий Доценко : я с большим удовольствием участвовал в заседаниях жюри, в его довольно большой работе — надо отдать должное преподавателям и руководству этого вуза, у них позади колоссальный объем труда по организации и безупречному проведению конкурса, который состоялся благодаря их любви к своей профессии и ученикам. Я здесь тоже когда-то много лет преподавал. Уровень участников в целом очень высокий, если иметь в виду, что это ученики разных школ, разных коллективов, разных задач — одни из музыкальных училищ, уже квалифицированные музыканты, другие — просто школьники, для которых занятия музыкой являются дополнительными. Но в целом уровень все время растет, и мы нашли очень много интересных исполнителей, как маленьких участников, так и среди средней и старшей возрастных категорий. Во всех категориях и номинациях мы увидели и сильную подготовку, и интересные трактовки. Считаю, что этот конкурс — великолепное начинание, которое нужно всячески поддерживать и продолжать. В фаворитах среди инструментов — фортепиано, потому что у нас есть традиция отдавать детей учиться именно на этом инструменте. Были также очень талантливые участники на струнных инструментах, несколько потрясающих номеров скрипачей. Мне также понравились номера с электронной музыкой — исполнители в этой номинации были очень разными по уровню, но, оказывается, там есть масса творческих возможностей: трактовок, разного рода оркестровок и свободных фантазий. Иван Покровский: конкурсные дни были очень насыщенными. Есть яркие впечатления — в субботу, 7 апреля, выступал прекрасный ансамбль скрипачей. Было много сильных выступлений пианистов, особенно в первый день, 6 апреля — фактически, это был конкурс пианистов в средней и старшей возрастной категориях. По сравнению с прошлым годом — гораздо больше участников (примерно на 100 человек). В целом в музыкальной части Олимпиады в этом году большой прирост конкурсантов не только в «Инструментальном», но и в «Вокальном» жанрах — жюри пришлось проделать очень серьезную работу по отбору лауреатов, появились Специальные призы Олимпиады — для того, чтобы отметить всех талантливых исполнителей, а не только призеров.

Полные тексты интервью с членами жюри Олимпиады искусств всех жанров — на официальной странице Олимпиады искусств в рубрике « Экспертное мнение »










Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg