Новости
10 апреля 2018, 06:00

БЕЗУМИЕ – ВОТ ГЛАВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ…

Премьера спектакля «Горе без ума» в театре «У Никитских ворот» прошла в декабре прошлого года. Интерес к спектаклю со стороны как зрителей, так и театральной критики не ослабевает с тех пор. И тому есть все причины.

Следует заметить, включение спектакля по известному произведению А.С. Грибоедова в репертуар обусловлено тем, что театр в своем творчестве регулярно обращается к лучшим образцам отечественной классической литературы. Но обращение к классике в этот раз имеет свою специфику: вниманию зрителей и критиков предлагается спектакль «Горе без ума» по хрестоматийной комедии в сценической редакции художественного руководителя театра Марка Розовского.

Что это значит?

Вот как объясняет это сам Мастер.

— Отвечаю: потому что «безумным вы меня прославили всем хором!» — это не мои слова. Это Чацкого слова, — отвечает на вопрос режиссер–постановщик спектакля Марк Григорьевич Розовский. — Безумие – вот тема моего спектакля. Безумие – вот главное содержание нашего времени.

Далее Марк Григорьевич объясняет свое обращение к классике именно сейчас, в наши дни, и проводит аналогии дня сегодняшнего с днями минувшими.

— Комедия в стихах «Горе от ума» А.С. Грибоедова чрезвычайно злободневна, — говорит он, — в центре — всё тот же, что и двести лет назад, конфликт общества и личности, противостояние чести и лизоблюдства, любви и пошлости, верности и предательства.

Весьма любопытно, как на драматургическом материале пьесы Грибоедова режиссер будет решать на сцене заявленную задачу актуальности комедии через призму дум, поиска места человека в обществе, его противостояния с мрачными сторонами и реакционными силами, жившего, размышляющего, страдавшего в девятнадцатом веке? А масштабная тема безумия… Безумия времени.

Но, пожалуй, вопрос, который следовало разъяснить до начала спектакля. Он не давал покоя. Какие пределы имеет сценическая редакция Розовского? Не покушается ли Мастер на текст бессмертного произведения? И зачем нужна «сценическая редакция» великой пьесы?

— А затем, что представилось чрезвычайно важным включить в спектакль фрагменты уникальной переписки Пушкина и Чаадаева. Смыслы пьесы благодаря этим гениальным размышлениям о России, о Востоке и Западе, о европейском или азиатском путях развития нашей родины, несомненно, расширятся, — объяснил свою концепцию и философию постановки Марк Григорьевич. — Каждый говорящий по-русски и связанный с русской цивилизацией человек, я убежден, должен знать эти тексты, — ведь это одна из высших, главнейших точек нашей исторической культуры!.. Подойдите, пожалуйста, после третьего звонка к «пушкинским» окнам в фойе нашего театра – и вы услышите великие строки Александра Сергеевича:

Не дай мне Бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума…

В общем, «Горе без ума» — и ничто другое!

…Спектакль «Горе без ума» начался… в фойе! Еще гудел, шумел театральный буфет, а под сводами старинного особняка на Никитском бульваре звучали прекрасные строки из писем двух друзей-поэтов. Переписка велась на французском языке, здесь же она воспроизводилась в переводе. Но сценический материал приобрел невероятную актуальность и злободневность, хотя речь-то в спектакле велась о днях давно минувших!

С восхищением отмечу, когда поэты рассуждают о пути России, они говорят о стране, которая стоит, «упираясь одним локтем в Китай, другим в Германию»…

Костюмы и декорации нового спектакля отсылают зрителя к началу XIX века, авторский текст звучит без изменения, однако Розовский внес в сценическую редакцию пьесы некоторые существенные дополнения – письма Поэтов другого времени, что привело к расширению смыслов, заложенных в постановке.

Да, разные эпохи! Разные срезы общества. Всё разное! И нужен был талант режиссера-постановщика, органично соединивший эти культурные пласты в одно высокохудожественное полотно!

На мое замечание, высказанное на пресс-конференции, относительно сценической редакции Марк Розовский отреагировал так:

— Обратите внимание, я не «ломал» текст пьесы Грибоедова. А как всё звучит современно!

Да, удивительна природа классики — быть через века востребованной и живой…

Хотя один момент «вхождения режиссера» в классический текст пьесы все же в спектакле есть. Помните, «…времен Очакова и покоренья Крыма», — говорит Чацкий. А Скалозуб, вояка и офицер, поправляет героя: «возвращения» Крыма. Это замечание «вежливого человека» вызвало смех в зрительном зале.

Некоторые режиссерские решения стали для зрителей сюрпризом. Одним из главных действующих лиц является знаменитый вальс Грибоедова. Его лейтмотив в различных переложениях проходит через весь спектакль, отражая характер событий и подчеркивая драматизм сцен.

Игра актеров (а в спектакле заняты актеры разных поколений) была великолепной. Конечно же, в первую очередь, внимание зрителей было обращено к главному герою. В абсолютной тишине зала звучал монолог Чацкого (значительное достижение в творческой карьере Константина Иванова), в который актер вложил столько экспрессии, внутренней энергии и своей убежденности, что зритель потерял чувство реальности, сопереживая и сострадая ему и находя все его мысли и размышления созвучными со своими и понятными.

Образ Чацкого – один из запоминающихся и ярких, благодаря разносторонней и скрупулёзной его проработке актером, который мастерски передает сложные чувства, оттенки настроения своего героя.

— «Горе без ума» — это еще и история безумной любви Софьи к обманщику Молчалину… Этот классический антигерой стал настоящим героем нашего времени, — так Марк Григорьевич охарактеризовал отношения Софьи и Молчалина.

Софья, пылающая от чувств, чистая и нежная девушка пленяет зрителей своей незащищенностью и открытостью. Образ верно схвачен и точно передан актрисой Линдой Лапиньш. Зритель искренне сопереживает ей, наблюдая все перипетии ее любви к Молчалину. Увлеченная чувством она не видит многих отрицательных черт своего возлюбленного и отдается своей любви со всей страстностью своей натуры.

Весь драматизм положения человека, обманывающегося в своих самых лучших чувства и ожиданиях, обрисован игрой актрисы с невероятной убедительностью и проникновением в образ. Зритель уходит со спектакля потрясенный несправедливостью жизни: свои девичьи чистые мечты и грёзы, свою любовь и всю себя без остатка Софья дарит недостойному и мелкому человеку.

Молчалин – вот в кого направлены стрелы режиссера, который стремится изобличить пороки общества. Молодой человек: лизоблюд, двуличная натура, мерзавец, который в угоду собственным интересам готов растоптать чувства. Это ли не портрет сегодняшнего альфонса? Актер Стас Федорчук смог показать сложные оттенки перехода настроений, чувств своего героя в зависимости от меняющихся обстоятельств. Хамелеон! Любой зритель сегодня может вспомнить немало знакомых персонажей из своего окружения под этот типаж.

Конечно же, нельзя не вспомнить Скалозуба – героя, которого в спектакле сыграл заслуженный артист РФ Юрий Голубцов. Узнаваемый и ненавистный типаж ограниченного и серого человека, для которого превыше всего, даже любых человеческих чувств, верность циркуляру и вышестоящему начальству. Один из класса чиновников с разными по позиции в иерархии уровнями прав и полномочий. Скалозуб вызывает внутреннее сопротивление зрителя, который понимает: вот такой чиновник есть винтик бюрократической машины, которая бездушна, равнодушна и бесстрастна.

Все актеры в спектакле играют виртуозно, с полной самоотдачей и не жалея себя, я уже об этом говорила. Они вместе выстроили на сцене и в зале такую атмосферу духовного единения, с которой каждый зритель расставался с великим сожалением.

В Театре на Никитском актерский ансамбль в любой спектакль подобран так скрупулёзно и с такой филигранной точностью, что эта математическая просчитанность творческих энергий творит чудеса. Спектакль – совместный труд многих и многих людей, различных служб. Их работа столь важна и нужна, что назвать каждого просто необходимо. Это ассистенты режиссера — Андрей Молотков, Денис Юченков. Сценография — Александр Лисянский. Художник по костюмам — Нана Абдрашитова.

Татьяна ЛОТОС.










Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg