Новости
16 июня 2017, 08:21

«Ты победил, дай победить и нам!»

Письмо в редакциюПротоиерей Николай Буткин. 1911  г.

Дорогие братья и сёстры, уважаемые читатели газеты «Кифа»! В годовщину 100-летия трагических событий 1917 года интересно взглянуть на них глазами современника – шадринского протоиерея Николая Буткина (1882–1937), познакомить вас с его мыслями. Такая возможность появилась благодаря дошедшей до нас личной автобиографической рукописи о. Николая, в которой описаны события 1916–1919 годов.

Моё вхождение в церковь после крещения началось в 2009 году с изучения жизни двоюродного деда моего мужа, Николая Григорьевича Буткина, расстрелянного в Уфе по 58-й статье 28 ноября 1937 года. В семье о нём остались лишь краткие воспоминания в мемуарах его брата. Из радиопередачи на православном канале я узнала, что в начале XX века на Урале он был известен своими проповедями и миссионерской деятельностью. Действительно, в журнале «Екатеринбургские епархиальные ведомости» с 1909 по 1916 год я нашла много его публикаций. Всего за 3 года архивных и церковно-исторических исследований удалось составить довольно полное жизнеописание о. Николая, узнать подробности жизни и служения не только его, но и других членов этой семьи. Нашлось немало фотографий (в нашей семье их совсем не осталось). Удалось найти потомков его старшего брата – протоиерея Александра Буткина (судьба разметала семью от Украины до Владивостока). Отец Александр был сослан в 1929 году в Соловецкий концлагерь, а затем расстрелян в 1937 году.

Жизнь протоиерея Николая Буткина вызывала у меня особый интерес, поскольку в памяти шадринцев он остался добрым пастырем, яркой личностью и «чудотворным батюшкой». Вначале мой интерес лежал в плоскости изучения биографических данных. Лишь по мере исследования появилось желание разобраться и осмыслить опыт веры этого человека.

Эта возможность представилась неожиданным образом. В одном из уральских архивных фондов нашли рукописи о. Николая – 10 объёмных тетрадей с текстами исторического и богословского содержания. Огромный интерес вызвала подробно описанная история о создании о. Николаем Симеоновского братства вг. Шадринске.

Этот материал дал серьёзную пищу для размышления. К изучению подключились братья и сёстры. Начались совместные поездки в Шадринск, выступления с докладами не только историко-биографического содержания – о духовном сопротивлении, о создании братства, о воспитании детей. На основе большого наследия о. Николая Е.Г. Парфёновой была защищена итоговая выпускная работа в Свято-Филаретовском институте на тему: «Церковное обновление в духовном наследии и пастырской деятельности прот. Николая Буткина». Благодаря работе И.В. Роговой по расшифровке сканированных рукописей в журнале Екатеринбургской духовной семинарии «Вестник Екатеринбургской духовной семинарии» в 2015, 2016, 2017 годах изданы три части автобиографического романа о. Николая «Виноградари».

Создание братства

Имея блестящие способности, Николай Буткин с отличием оканчивает Челябинское духовное училище, Уфимскую семинарию, затем Казанскую духовную академию. После её окончания он служит вЕкатеринбурге. 1909–1916 годы – это период активной епархиальной деятельности о. Николая на ниве просвещения, миссии, благотворения и милосердия. Но, несмотря на внешнюю успешность этих дел, окружающая церковная действительность приводит его к убеждению в «бессилии наличной церковности»: «православие отмирало как бы вместе с царской государственностью» 1 . В одной из своих рукописей 2 он пишет, что «лелеял мечту не о собирании распавшегося общества или оживлении государства... вера звала к разрыву с миром и к организованности верующих на основе любви ради спасения. Только в этом повороте от культа к жизни по стопам Христа, да не в одиночку, а вместе, в братском союзе, видел... возрождение истинного христианства».

Клир и братская молодежь в Спасо-Преображенском соборе на Пасху 1924 года

Поэтому с августа 1916 года, став настоятелем Спасо-Преображенского собора вг. Шадринске, прот. Николай чтением публичных лекций «Религия и жизнь», «Церковь и дети» собирает в храм людей, неравнодушных к делу Божьему. Фактически с этого времени при соборе начинает складываться братская жизнь – заботой о привлечении детей в церковь, возделыванием братского огорода, чтобы затем распределять урожай между беднотой, занятиями по Закону Божьему, благоукрашением собора, богослужением... «Храм почти ежедневно наполнялся верующими для молитвы и слушания бесед. Отец Григорий 3 вёл теперь беседы по три дня в седмицу по вечерам на акафистах. Два вечера в неделю уступал для занятий по Закону Божию с молодёжью» 4 .

Отцом Николаем и его единомышленниками вырабатывался проект братского Устава, где на первый план выдвигались три руководящие идеи: «труд на братию как жертва любви и служения общему делу» ; благотворительность, главным мотивом к которой выставлялось «не ожидание награды и личное спасение, а мысль о завещанной Христом борьбе со страданиями ради наступления Царства Божия» ; молитва, мысль о которой хорошо выражена «старцем Серафимом Саровским, что "Господи, помилуй", сказанное в общении с братией, стоит целого правила наедине у себя в келье» 5 .

В день памяти св. Симеона Верхотурского 18 (31) декабря 1918 года состоялось официальное открытие братства. Местная пресса сообщала: «Братство ставит своей задачей объединение верующих около церкви и поднятие веры в людях до степени сознательной, действенной» 6 .

В дальнейшем опыт братской церковной жизни был распространён в Шадринском уезде. А созданный «Шадринский Кружок объединенного духовенства», как свидетельствуют документы сентября 1921 года, вместе с его председателем прот. Николаем Буткиным активно занимается организацией церковной жизни на приходах в современных условиях, которую видит «в религиозным просвещении народа, регулярном благовестии слова Божия, особенно разъясняя народу задачи церкви, значение веры православной и благорелигиозной, благочестивой жизни, привлекая к благовестию способных для этого лиц, как из мирян, так и из клира» 7 .

Судя по документам 1920-х годов, братство жило крепкой церковной жизнью и распространяло её вокруг себя. Всего по списку на 4 января 1924 года в нём числилось 234 человека.

Постановлением Окружного Административного Отдела от 22.02.1926г. братство было закрыто в связи с запретом осуществлять религиозную деятельность, в томчисле благотворительную, в советском государстве согласно декрету «Об отделении церкви от государства» 8 . А о. Николая выслали в Уфу.

Отношение о. Николая к революционным событиям 1917 года

В отличие от многих пастырей, захваченных революционными событиями, переживавших в те дни состояние эйфории от свободы, провозглашённой Временным правительством, прот. Николай сохраняет трезвенность и верность евангельским идеалам жизни: «...здесь пробивается наружу не святое, а земное и насквозь житейское... Революция стихийно вызывает к обнаружению человеческие страсти и вожделения. Нам предстоит поэтому видеть и пережить многое» 9 .

С марта по май 1917 года происходит целая череда собраний: шадринского городского духовенства; исполнительного комитета по подготовке материалов для уездного пастырского съезда (24–25 апреля) и последующий уездный пастырский съезд (12 мая); затем Первый свободный епархиальный съезд духовенства и мирян вг. Екатеринбурге (16–25 мая). Во всех этих событиях прот. Николай Буткин проявил себя как неравнодушный человек, пастырь и гражданин, иногда оставаясь в полном одиночестве, наперекор общепринятой точке зрения. Показательной стала позиция о. Николая, выраженная им в Открытом письме к духовенству по поводу решений, принятых Первым свободным съездом духовенства и мирян в Екатеринбурге10, где он громко заявляет о своём недоверии к съезду. «Религиозное чувство, пастырское сознание оказалось подавленным чисто мирским, стихийным чувством свободы». Он упрекнул съезд в употреблении «избитых фраз о благе свободы» и в «фактической канонизации революции» 11 .

В 1917 году по Шадринску разлетается листовка о. Николая «Простые советы». В ней сказано: «...когда человек отдаётся миру, увлекается сходками, спорами, Христос уходит из его сердца, потому что такой человек делается суетливым, раздражительным, жадным до своих выгод» 12 . Отец Николай ведёт религиозную полемику в прессе, распространяет листовки и брошюры. В своём воззвании ко дню празднования св. Симеона Верхотурского в сентябре 1917 года он зовёт людей на праздник и объясняет: «Надо помнить, что на незаметных подделках под Евангелие строится царство Антихриста» 13 .

Размышления о духовных причинах революции и покаянии

Необходимость осознания грехов (прежде всего церковными людьми) и деятельное покаяние – это главный призыв, с которым о. Николай обращается к своим современникам и до революции, и в первые послереволюционные годы. Герой его автобиографического романа ещё до 1917 года говорит: «Ведь мы, церковники, мертвы для общества. ...Я спрашиваю: кому и для чего нужно наше обрядовое бюро? ...Сохрани Бог, придёт революция, нас, церковников, сметут со старым строем. Я не хочу погибнуть бесславно. Пока есть время, сделаю всё, чтобы люди увидели немощь веры своей». «Человек всегда выглядит наглядной скрижалью своей веры и то, чего не хватает в ней, не будет видно и в нём. Современным людям не хватает многого. Недаром мечтают и пишут о новом Человеке. ...Где, в чём кроется причина человеческой расслабленности? ...Плох стал человек, потому что вера наша убога, отошла от истины... Я знаю, критиков наличной церковности теперь много, но все они привносят в дело только горечь и обиду. Мы, напротив, желаем, чтобы горечь представления об убожестве нашей наличной религиозности покрывалась твёрдой верой в полноту церковной благодати и любовью к Церкви. Своих грешников она не отметает, а возрождает. Ищите же этого возрождения в братском служении любви Христовой» 14 .

Особое значение имела лекция «Жизненная драма духовенства», прочитанная о. Николаем 11 сентября 1918 года на Вечере скорби, посвящённом памяти священнослужителей, погибших при советской власти. Сбор от вечера предназначался в пользу сирот погибших жертв. По приглашению Камышловского духовенства эта лекция была прочитана прот. Николаем в виде доклада на собрании благочиннического округа в Каменском заводе . «В то время у меня под руками оказались сочинения Гусева-Оренбургского и я остановился на изображении им жизненной драмы духовенства. Тема казалась мне подходящей к Вечеру скорби, а материал, к тому же, так и резал сердце правдивостью... Братия слушали о своих горестях, как консистория давила всякую самодеятельность, глушила пастырский почин... Нелегко и не без труда доставалась борьба с порывами и требованиями долга. Иные спивались, иные теряли даже веру, большинство шло по пути увлечения хозяйством. Находили ли эти последние мир в душе? Увы, над ними сгущалась драма, самая тяжёлая. Они несли на себе презрение общества. Даже дети собственные отворачивались от отцов и уходили в мир, проклиная жизнь духовенства. – Иначе и быть не могло... Потому что нельзя безнаказанно изменять призванию и долгу» 15 .

Затронутая тема стала предметом горячей дискуссии, которая продолжилась в переписке с о. Тихоном Андриевским 16 , «духовным» последователем революционных идей, верившим в социальные преобразования и собиравшимся организовать приход из христиан-социалистов. Полемика отражает взгляды прот. Николая Буткина на проблему отношения христианства к социализму и политике. В качестве обоснования того аргумента, что социалистическое счастье – это соблазн, он приводит доводы Достоевского, называя социализм – духом Великого инквизитора. «Его обетование – это счастье последних дней человечества, его тактика – это полное повиновение и доверие к вождям, которые одни знают ТАЙНУ» . Отец Николай отвечает священнику-социалисту: «Вслед за Вами скажу и я: "Нельзя мириться с народной обречённостью на нищету, грязь и дикое невежество". Увы! Язвы жизни идут лечить чужие для нас люди, и не во имя Христа». Здесь же звучит его наставление пастырям: «Задача духовенства в том, чтобы, организуя верных, как должно, на деле доказать, как мирно и радостно может идти жизнь под покровом Церкви. ...Будем учить жить не в одиночку, а братством» 17 .

Заключение

В рукописях о. Николая раскрывается незаурядность его личности и глубина духовной интуиции. Как точно и ясно он оценивал события! В нём сочетались решительность и честность в борьбе с наличной греховной действительностью, смелость, с которой он высказывался публично в прессе, с амвона и других общественных трибун, и одновременно милосердное, сострадательное отношение к человеку как брату. В полемике и письмах выявляется его пророческий дар, а талант пастыря он воплощает в собирании людей, желающих послужить Богу и ближним.

Пока расшифрована лишь малая часть сканированных страниц богословского наследия о. Николая (толкование на Апокалипсис и беседы на Евангелие от Иоанна), написанные им в последние годы жизни. Читая, каждый раз переживаешь глубокое чувство приобщения к его исповедническому пути. В 1930-е годы, незадолго до мученической кончины, о. Николаю 50 с небольшим лет, но физически он тяжело болен – почти оглох, страдает невралгией руки и заболеванием сердца. Однако не это определяет его жизнь. Говоря о скорбях людей и нравственных страданиях верующего сердца, он молится и благодарит: «"Вы восплачете и возрыдаете, но печаль ваша в радость будет". Верую, Господи! И за веру нашу сподоби, Господи, всех скорбящих приобщиться к последней Великой радости. Ты победил, дай победить и нам, да увидим Лицо Твоё Пресвятое и соединимся с Тобой навеки» 18 . «Ни горя, ни драмы не желал бы я видеть в смерти своей. Пусть, как уходящее за грань земли солнце, она несёт мир и благословение жизни. Да здравствует жизнь, как великий дар Божий!» 19

Светлана Буткина

----------------

1 Здесь и далее курсивом выделены цитаты из архивных документов и рукописных текстов прот. Николая Буткина (Вестник ЕДС. 2014. Вып. 2(8). С. 314).

2 БуткинН., прот. Виноградари: Роман. Ч. I. Сеятель /Вступ. ст., публ. и прим. С.Г. Буткиной // Вестник ЕДС. 2014. Вып. 2 (8). С. 312-375.

3 Псевдоним прот. Николая в автобиографической рукописи. Описывая события жизни священника Григория Загуменных, отец Николай говорит о себе.

4 БуткинН., прот. Виноградари: Роман. Ч. II. Обреченные. // Вестник ЕДС. 2017. Вып. 1(17) С. 276.

5 Там же. С. 275.

6 Народная газета. 1919. № 4. 5 янв.

7 Архив Московской Патриархии. Оп. 1. Д. 1. Л. 27-30. Журнал уезднаго церковнаго собранiя клира и мiрян церквей г. Шадринска и Шадринскаго уезда, бывшаго 22/23 сентября 1921 года.

8 Государственный архив Шадринска. Ф. 209. Оп1. Ед. хр. 318. Л. 75. Постановление Окружного Административного Отдела от 22.02.1926 г. о закрытии Симеоновского братства.

9 БуткинН., прот. Виноградари: Роман. Ч. I. Сеятель /Вступ. ст., публ. и прим. С.Г. Буткиной // Вестник ЕДС. 2014. Вып. 2 (8). С. 360.

10 Съезд открылся 16 мая 1917г. На нём присутствовало 150 священнослужителей и 200 мирян. См.: Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: УрГУ, 2001. С. 26.

11 БуткинН., прот. Открытое письмо к духовенству съезда // Зауральский край. 1917. № 129. 14 июня.

12 РусаковаЮ.Е., СычеваЕ.Н. Жизнь и смерть отца Николая. // Исеть. 2012. 22 мая. С. 5.

13 Буткин Н., прот. Копия воззвания 1917г. Личный архив С.Г. Буткиной. С. 9.

14 БуткинН., прот. Виноградари: Роман. Ч. I. Сеятель / Вступ. ст., публ. и прим. С.Г. Буткиной // Вестник ЕДС. 2014. Вып. 2 (8). С. 330, 331, 332.

15 БуткинН., прот. Виноградари: Роман. Ч. II. Обреченные. // Вестник ЕДС. 2017. Вып. 1(17) С. 305.

16 В романе он выведен под именем о. Стефана Тихановского.

17 БуткинН., прот. Виноградари: Роман. Ч. II. Обреченные. // Вестник ЕДС. 2017. Вып. 1(17) С. 325, 326, 328.

18 Его же. Беседы на Евангелие от Иоанна. Рукопись. ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 132. Тетрадь VII. Следственное дело Зинаиды Александровны Ивановой. Л. 16, 16об.

19 Его же. Письма о вере. Рукопись. Там же. ТетрадьVI. ПисьмоI. Следственное дело Зинаиды Александровны Ивановой. Л. 1 об, 2.

Кифа № 4 (222), март 2017 года

comments powered by HyperComments












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg