Новости
13 февраля 2018, 00:00

Сможет ли трамвай заменить монорельс?

Участники круглого стола высказали разные мнения

«Наиболее перспективным был признан вариант замены монорельса трамваем» / Фото: Роман Балаев, «Звездный бульвар»

Круглый стол на тему «Монорельс или трамвай: за и против», организованный газетой «Звёздный бульвар», состоялся в Останкинском районе Северо-Восточного округа столицы. В обсуждении участвовали жители округа, депутаты муниципальных образований, по территории которых проходит монорельс, эксперты, проектировщики, представители монорельса и префектуры. В качестве независимого эксперта присутствовал старший научный сотрудник Высшей школы экономики Павел Зюзин.

Участники круглого стола высказали самые разные мнения о проблеме, в том числе прямо противоположные.

Удобная транспортная связь

Многие жители и депутаты высказались за то, чтобы сохранить монорельс. Для многих пассажиров эта транспортная связь стала удобной и привычной.

– Жители района очень обеспокоены тем, что планируется замена монорельсовой транспортной системы, — сказала Ольга Кравчук, депутат муниципального округа Ростокино. – Мы обоснованно полагаем, что транспортная ситуация в районе и так неблагополучная в связи с отменой ряда троллейбусных маршрутов и невыдерживанием интервалов. А отмена монорельсовой транспортной системы ситуацию только ухудшит.

– В связи с многочисленными обращениями граждан нами был сформирован депутатский запрос в Департамент транспорта, ответ получили совершенно неудовлетворительный. Мы ставим вопрос о том, что обсуждение любых проектов замены или модернизации монорельсовой транспортной системы должно проводиться максимально прозрачно, с учётом мнения жителей,  — добавила Ольга Кравчук.

Кроме того, монорельс, по словам депутата, является передовой технической разработкой, а такие технические разработки надо развивать, а не убирать.

– Есть сформированная и однозначно определённая потребность в этом виде транспорта, — отметил Олег Сулакадзе, житель района Останкино – Я живу на ул. Академика Королёва и в окно вижу: составы сейчас наполнены на три четверти. Сам пользовался. Главный аргумент против – дороговизна, дотации. Но в нашей стране есть примеры, когда во время разлива рек ходят паромные переправы – совершенно дотационные, невыгодные, но есть потребность в этом, и они существуют. Так что надо взвесить социальные потребности.

– Мы живём в районе, где кроме маленького Гончаровского парка ничего нет, — сказал Денис Галахов, житель Бутырского района. – У нас будут идти три великие стройки по периметру района: трасса вдоль Октябрьской железной дороги, расширение Савёловской железной дороги и огромное строительство в бывшей промзоне Добролюбова – Складочная. А в Останкино мы могли посещать парк, ВДНХ. То, что монорельс сейчас работает в ограниченном режиме, неудобно всем.

А жительница Бутырского района Надежда Смирнова напомнила, что монорельс – экологически чистый транспорт, который, к тому же, не зависит от снегопадов.

— Три дня снегопада – и трамваи встают, — заметила она.

Уникальный, а потому дорогой

Если транспорт удобный и востребованный, почему нельзя просто продолжить его эксплуатацию, поддерживая оптимальные интервалы?

На этот вопрос ответил главный инженер и первый зам. начальника Монорельсовой транспортной системы Станислав Максимов.

– На сегодняшний день в эксплуатации находятся только три исправных состава.

Это связано с тем, что те предприятия, которые изготавливали отдельные узлы для подвижного состава, больше их не производят, а некоторые просто прекратили своё существование. И нынешний режим работы монорельса обусловлен именно этой ситуацией с подвижным составом.

А почему не заказать новые поезда? По словам заместителя префекта СВАО Бориса Андреева, проработки с предприятием, построившим составы, показывают, что это экономически необоснованно. У них даже уже нет производственной линии, на которой собирались составы. Чтобы наладить выпуск запасных частей (не говоря уже о новых составах), им надо заново отстраивать это производство. То есть речь идёт о многомиллиардных затратах, сопоставимых с началом выпуска, скажем, нового автомобиля.

– Это вопрос не стоимости конкретного поезда, а это вопрос стоимости создания нового производства, — пояснил Андреев.

Почему трамвай?

О разработке возможной концепции реконструкции системы рассказал Владимир Свириденков, начальник отдела транспортного планирования ГУП «МосгортрансНИИпроект». Рассматривалось несколько вариантов: замена монорельса автобусным транспортом, сохранение и развитие существующего монорельса (как вариант с сохранением применяемых на нём технологий, так и возможность замены подвижного состава на более современный), и, наконец, замена монорельса трамвайной линией.

– Могу вас заверить, что все рассмотренные нами варианты никоим образом не предполагают ухудшения транспортного обслуживания, — подчеркнул Свириденков.

Многих жителей интересовал вопрос: можно ли усовершенствовать монорельс, заказав более современный подвижной состав у других производителей? Как рассказал Свириденков, этот вопрос обсуждался со многими организациями, выпускающими подвижной состав, как с отечественными, так и с зарубежными. Выяснилось, что это экономически невыгодно. Но это только часть проблемы.

– Большинство монорельсов, которые есть в мире, несут не транспортную функцию, — пояснил специалист.

Иногда монорельсы и работают в качестве транспорта, но узкоспециализированного. Например, в Дюссельдорфе монорельс перевозит пассажиров между терминалами аэропорта. Но чаще монорельсы выполняют совсем иные задачи, например, обслуживают посетителей в парках развлечений. И в качестве прообраза московского монорельса был выбран как раз не транспортный, а парковый монорельс! У него конструктивно не предусмотрен наклон балки на поворотах, из-за чего скорость прохождения кривых крайнее низкая. Те монорельсы, которые задумывались, как транспортные, изначально проектировались совершенно иначе. Так что заменой подвижного состава даже на самый современный решить всех проблем московского монорельса не удалось бы.

Рассматривался и вариант с продлением монорельса в обе стороны. Не станет ли система более рентабельной с ростом пассажиропотока? Но подсчёты показали, что убыточность монорельса от этого только возрастёт, так как потребуется строительство ещё одного депо.

По словам Свириденкова, наиболее перспективным был признан вариант замены монорельса трамваем. В этом случае обслуживание пассажиров не просто не ухудшится – оно должно существенно улучшиться. Трамвай пройдёт по той же траектории, что и монорельс, поэтому связь между районами не нарушится. Остановки будут расположены гораздо чаще – идти далеко не придётся. А главное, интервалы можно будет резко сократить, поскольку раз и навсегда будет устранена проблема уникальности подвижного состава. Трамвай не просто не уникален – он широко распространён, а новые трамваи «Витязь», закупаемые городом, достаточно вместительны и удобны. В них, например, есть система кондиционирования воздуха, которой поездах монорельса нет.

Что будет с хорошими станциями?

– Монорельс приспособлен для маломобильных групп населения: все станции оснащены лифтами, персонал обучен, — отметил Александр Школьников, депутат муниципального округа Останкинский.

Многие жители затронули на встрече ещё один интересный вопрос: монорельс – это ещё и уникальная достопримечательность районов, через которые он проходит. Жители им гордятся. Что будет со всем этим при переводе на обслуживание линии трамваями?

Оказывается, привычный облик системы можно отчасти сохранить.

– Предполагается сохранение некоторых станций монорельса, — сообщил Владимир Свириденков. – Там сохранятся все те же удобства для маломобильных пассажиров, которые сейчас есть на монорельсе. Плюс та часть линии, которая пройдёт по поверхности, тоже будет полностью приспособлена для маломобильных групп населения.

Предполагается также сохранить большинство опор монорельса.

Мнения жителей и депутатов по итогам круглого стола разделились:

— Мне аргументы и выкладки показались убедительными, — сказал житель Останкина Олег Сулакадзе. – Принципиальное решение принято, я с грустью это констатирую, но ухожу с некоторым оптимизмом.  Если надземная часть будет сохранена на 90%, я доволен, что сюда пришел.

Другое мнение у главы муниципального округа Останкинский Сергей Цукасова.

— Приведенные аргументы – непрозрачны и не бесспорны. А бесспорно одно – желание жителей трех районов и депутатского корпуса сохранить монорельс. До перевода монорельса на экскурсионный режим работы он полностью всех устраивал, поэтому разумным решением будет оставить ситуацию, как есть. К примеру, заказать в КНР  подвижной состав в два раза дешевле, чем могут изготовить наши предприятия. Уверен, что эта задача по плечу руководству города, — подвел итог выступлений жителей глава муниципального округа Останкинский Сергей Цукасов.

А какое количество станций можно оставить? Прорабатывается несколько вариантов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Основная проблема – если по максимуму использовать существующие станции, трамваи пойдут на всём пути поверху, и это не позволит увеличить количество остановок. Поэтому рассматривается и компромиссный вариант: от улицы Сергея Эйзенштейна до Аргуновской трамваи могли бы идти по поверхности, а потом уже подниматься на эстакаду. В этом случае сохранятся станции «Телецентр», «Улица Милашенкова» и «Тимирязевская». Впрочем, окончательное решение о дальнейшей судьбе монорельса ещё не принято.

Текст: Василий ИВАНОВ

comments powered by HyperComments

Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg